Довольно часто высказывается мнение, что подобная неформализуемость не
есть нечто имманентно присущее процессу развития, в данном случае,
России, а следствие недостаточной изученности этого процесса. Как
только дефицит знаний будет ликвидирован, уверяют приверженцы
подобного мнения, процесс станет формализуемым. При всей внешней
логичности такого утверждения, оно не верно. И дело здесь даже не в
проблеме кантовской "вещи в себе" -- мы не будем касаться здесь этой
философской проблемы. Дело в другом -- в том, что для
достаточно сложных систем характерны два определения формализуемости:
принципиальная формализуемость и актуальная формализуемость.
Определение сложной системы, как принципиально формализуемой есть
признание ее детерминированности. Актуальная же формализуемость
указывает на возможность описания феноменологии этой системы в терминах
формальной логики. Основание различий в этих определениях есть ни что
иное, как принципиальные количественные ограничения возможностей
человеческого интеллекта. Так, например, совершенно очевидно, что не
один человек не способен удерживать в плане анализа одновременно
систему из 1,000,000 различных взаимосвязанных элементов и поэтому
такая система актуально неформализуема, несмотря
на то, что мы можем
иметь исчерпывающую информацию о каждом, входящем в систему элементе.
Собственно говоря, эта проблема далеко не нова -- в науке
довольно часто встречаются
актуально неформализуемые системы.
Принципиальным тут является то, что подавляющее большинство
встречающихся в науке актуально неформализуемых систем воспроизводимы
и, более того, повторяемы во времени. Это придает
ценность эмпирическому изучению актуально неформализуемых систем,
т.е. такому изучению, когда феноменология системы остается неизвестной,
в то время, как выявленные количественные зависимости позволяют
строить корректные модели системы. В отличие от таких систем
социальные и им подобные системы невоспроизводимы, поскольку
невоспроизводимы элементы их составляющие (люди в нашем случае).
Социальный, общественный процесс -- это как-раз та река, в которую
нельзя войти дважды (отсюда уникальность любого общества и
российского в том числе). В этой ситуации эмпирическое
изучение общества становится малоценным, если не сказать --
бессмысленным. Таким образом, мы приходим к выводу, что
для невоспроизводимых актуально неформализуемых систем необходимы
такие методы исследования, которые позволяют выявлять
феноменологию становления, развития системы.