Довольно часто высказывается мнение, что подобная неформализуемость не есть нечто имманентно присущее процессу развития, в данном случае, России, а следствие недостаточной изученности этого процесса. Как только дефицит знаний будет ликвидирован, уверяют приверженцы подобного мнения, процесс станет формализуемым. При всей внешней логичности такого утверждения, оно не верно. И дело здесь даже не в проблеме кантовской "вещи в себе" -- мы не будем касаться здесь этой философской проблемы. Дело в другом -- в том, что для достаточно сложных систем характерны два определения формализуемости: принципиальная формализуемость и актуальная формализуемость. Определение сложной системы, как принципиально формализуемой есть признание ее детерминированности. Актуальная же формализуемость указывает на возможность описания феноменологии этой системы в терминах формальной логики. Основание различий в этих определениях есть ни что иное, как принципиальные количественные ограничения возможностей человеческого интеллекта. Так, например, совершенно очевидно, что не один человек не способен удерживать в плане анализа одновременно систему из 1,000,000 различных взаимосвязанных элементов и поэтому такая система актуально неформализуема, несмотря на то, что мы можем иметь исчерпывающую информацию о каждом, входящем в систему элементе. Собственно говоря, эта проблема далеко не нова -- в науке довольно часто встречаются актуально неформализуемые системы. Принципиальным тут является то, что подавляющее большинство встречающихся в науке актуально неформализуемых систем воспроизводимы и, более того, повторяемы во времени. Это придает ценность эмпирическому изучению актуально неформализуемых систем, т.е. такому изучению, когда феноменология системы остается неизвестной, в то время, как выявленные количественные зависимости позволяют строить корректные модели системы. В отличие от таких систем социальные и им подобные системы невоспроизводимы, поскольку невоспроизводимы элементы их составляющие (люди в нашем случае). Социальный, общественный процесс -- это как-раз та река, в которую нельзя войти дважды (отсюда уникальность любого общества и российского в том числе). В этой ситуации эмпирическое изучение общества становится малоценным, если не сказать -- бессмысленным. Таким образом, мы приходим к выводу, что для невоспроизводимых актуально неформализуемых систем необходимы такие методы исследования, которые позволяют выявлять феноменологию становления, развития системы.