Остановимся более подробно на том, что составляет понятие структуры общества. Согласно данному определению -- структура идеального, совершенного общества есть структура культуры данного общества. Но для того, чтобы определить возможности, пути достижения совершенства необходимо уметь определять структуру несовершенного, реального общества.

Все мы много слышали и читали (а некоторые и писали) о классовой структуре общества. Действительно, наличие классов в обществе вряд ли может вызвать у кого-либо сомнение, вопрос в том, насколько полно классы отражают реальную структуру общества. Как известно, основу класса составляет общий экономический интерес. Более того, этот интерес не столько является признаком объединения в класс, сколько признаком определения противников данного класса. Другими словами, классы это объединения на принципе "общего врага", общего отрицания -- "деструктивные сообщества"". Но, по-видимому, правомерно предположить, что возможно объединение и на принципе "общего друга". Такое единство должно базироваться не на общности интересов (которые направлены всегда вовне -- на отстаивание себя), а на общности мировоззрения, ментальности, культуры. Подобные объединения безусловно конструктивны. Они всегда направлены на продуктивную деятельность и поэтому чрезвычайно полезны для общества. Мы будем называть их "конструктивными сообществами".

Нельзя не отметить, что конструктивные сообщества в чистом виде предельно неустойчивы, поскольку совершенно не защищены от уничтожения при столкновений с деструктивными сообществами. Именно поэтому, появление общественно значимых конструктивных сообществ в истории крайне редки и случайны. Между тем, имеется, по крайней мере, две достаточно устойчивых формы существования конструктивных сообществ в обществе: это форма элитарного клуба и мафии.

Причина устойчивости элитарных клубов в их виртуальной природе. Индивидуально каждый из элитарных клубов весьма неустойчив и со временем разрушается. Но поскольку в обществе постоянно идет процесс их спорадического, неконтролируемого возникновения, то в среднем количество элитарных клубов в обществе остается величиной более или менее постоянной.

Совершенно по другому обстоит дело с мафией. В силу своей двойственной природы, мафия деструктивно воздействует на другие сообщества, что и является основой ее выживания в обществе.

Таким образом, мы приходим в выводу, что при рассмотрении структуры общества в нее должны быть включены как деструктивные сообщества, построенные на единстве интересов, так и конструктивные сообщества, основой которых является общность культуры.

В отличие от конструктивных сообществ, деструктивные сообщества неоднородны по культуре или (как в случае с мафией) полностью состоят из представителей области деградирующей культуры. Следовательно, наличие деструктивных сообществ является мерой несовершенства общества (согласно данному нами определению совершенного общества).

Прообразом идеального общества, по-видимому, может служить общество, состоящее из элитарных клубов. При этом, как показано в моем тексте, посвященном этой проблематике, решается и проблема мафии.

Помимо сообществ, как конструктивных, так и деструктивных, должны быть включены также неструктурированные элементы, т.е. люди или небольшие группы людей, которые не могут быть отнесены ни к одному из сообществ. В итоге, структура общества может быть отражена диаграммой аналогичной диаграмме состояния культуры общества, с той лишь разницей, что ордината на этой диаграмме будет соответствовать УРОВНЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗНАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ. Таким образом, мы можем определить совершенное общество, как общество, в котором уровень общественного признания соответствует уровню культуры.